После Реставрации в моду с лёгкой руки королевского двора вошли мягкие цветочные ароматы с романтическими названиями: «Слёзы зари», «Белая дама», «Трубадур», «Вода красавиц».
При императрице Евгении стали отдавать предпочтение головокружительным духам на основе пачули.
Молодой медик-химик Пьер-Франсуа Паскаль Герлен открыл в 1828 году парфюмерный магазин на улице Риволи, где стал продавать авторские духи, пудру, которые сразу же завоевали любовь императрицы Евгении и парфюмер получили звание «поставщика ее величества императрицы Евгении».
Зародилась династия, сыновья Эме и Габриель продолжили дело отца, венцом их творения считается: Jicky.
Большую роль в развитии парфюмерии сыграла фирма Роже и Галле, которая не только начала выпускать мыло, духи высокого качества, но и изготавливала для своих душистых товаров очень красивые этикетки и упаковки.
В XIX веке появились так же выдающиеся парфюмеры: Эрнест Дальтроф – «Carоп», Франсуа Коти – «Coty».
Франсуа Коти был первым, кто соединил запахи, созданные искусственно, с запахами натуральными.
В 1917 году он выпускает «Шипр» — «Chypre», который стал основой для целого семейства ароматов с этим названием и имеющих оттенки пачули, бергамота, дубового мха, ладанника-лабданума.
После Второй Мировой войны «Шипр» изменил свою форму.
Духи к этому времени уже перестали изготавливать вручную, началась промышленная эра.
Развитие органической химии способствовало рождению профессионального парфюмера. Появилась возможность выделять и воссоздавать любые понравившиеся ароматы.
В 1870 году Брийя-Савареном был изобретён пульверизатор.
В наше время, к сожалению, Россия не может похвастаться достижениями в парфюмерии. Но с середины XIX и до начало XX веков в России производились бренды, которые неоднократно завоёвывали высшие награды на престижных выставках и становились известными всему миру.
Французский бизнесмен, Альфонс Антонович Ралле приехал в Москву, чтобы открыть парфюмерное производство. В 1843 году он открыл небольшую мыло-парфюмерную фабрику, которая работала на новейшем оборудовании, используя французское и итальянское сырьё.
Популярность продукции фабрики Ралле стала быстро расти. Спрос на одеколоны, духи, пудру, мыло зашкаливал. Производство росло, и фабрика в 1855 году превратилась в полноценный завод.
В состав его руководства вошёл основатель хрустально-стекольного завода Ф.Дютфуа и духи стали разливаться в красивые флаконы.
Духи «Серебристый ландыш» были одними из представителей широкого ассортимента производимых товаров. К началу XX века, на производстве было занято около 1500 человек.
К сожалению, по состоянию здоровья Рале в 1856 году покинул свою фабрику. Его заменил другой француз Эдуард Бо. Его сын Эрнест, в 1920 году во Франции, создал бессмертные духи — «Chanel №5». Духи парфюмерной российской фабрики «А.Ралле и Ко» завоевали «Гран-при» на выставке в Париже.
В 1853 году производить духи в Москве решил французский бизнесмен Адольф Сиу, парфюмерия которого считалась элитной, но приобрести её могли и женщины со средним достатком. Одни и те же духи разливались в хрустальные и простые стеклянные флаконы, так что каждая дама выбирала флакон по своим средствам.
В начале XX века ассортимент фабрики насчитывал более ста видов духов и одеколонов. Самыми популярными были «Снегурочка» и «Свежее сено».
Фирменные магазины открывались в Москве, Санкт-Петербурге, и по всей Европе. Продукция поставлялась в Китай и Персию.
Самый первый бутик отечественной марки Брокар был открыт в 1872 году.
В те времена тоже существовала весьма необычная реклама. Например, Брокар в 1882 году открыл фонтан из одеколона «Цветочный», в павильоне Всероссийской промышленно-художественной выставки. Посетителям вручались флаконы, наполненные ароматной жидкостью. Этот аромат почти мгновенно стал пользоваться популярностью по всей России. Основатель фабрики уже ушёл из жизни, когда она завоевала почётное звание поставщика Императорского Двора.
В 1913 году, парфюмерный дом выпустил аромат «Любимый букет Императрицы», в честь трёхсотлетия династии Романовых.
В советское время, эти духи выпускались под названием «Красная Москва».
Лечебную косметику первым придумал аптекарь Александр Остроумов. Его шампунь от перхоти, лосьоны от прыщей, отбеливающие средства и регенерирующие крема принесли Остроумову известность. Позднее Остроумов создал такие ароматы, как «Альпийский ландыш» и «Наполеон», которые пришлись по вкусу не только россиянам, но и европейцам.
В начале XX века в Российском государстве процветало около тридцати парфюмерных фабрик. Но после революции большинство из них было закрыто.
Продолжала работать часть национализированных советской властью фабрик. Однако на них выпускались уже не духи, а гигиенические средства.
Например, парфюмерная фабрика Чепелевецкого получившая название «Профработник», стала выпускать мыло.
Александр Остроумов эмигрировал во Францию. Парфюмерную фабрику Адольфа Сиу переделали в кондитерскую фабрику «Большевик».
Парфюмерные традиции «А. Ралле и Ко» продолжила косметическая фабрика «Свобода», но достигнуть уровня дореволюционных успехов не удалось до сих пор.
С открытием универмагов в больших городах началось активное развитие дизайна флаконов и упаковки для парфюмерии.
Поль Пуаре в 1911году выпустил ароматы с далеко нескромными названиями на скромных этикетках: «Её спальня», «Запрещенные фрукты».
Талантливейший ювелир и стеклодув Рене Лалик придумал красивые стеклянные и хрустальные флаконы, которые своим внешним видом напоминали драгоценные скульптуры.
Габриэль Шанель в 1921 году выпустила духи со своим товарным знаком, после чего духи №5, созданные Эрнестом Во, стали первыми духами, содержащими кроме альдегидов, синтетические продукты. Кроме того духи обладали и обладают сильным долго сохраняющимся ароматом.
Своего пика французская парфюмерия достигла в 50-х годах прошлого века, во Франции работали самые талантливые парфюмеры, имена которых были у всех на слуху. Среди них был Эдмон Рудницка, который создал духи для мужчин L’Eau sauvage.
В послевоенные годы духи становятся доступными для разных слоёв общества, флаконы начинают изготавливать из обычного стекла и даже пластика.
Духи в какой-то мере перестают быть высоким искусством, известные бренды в 1960-1970-х годах прошлого века поглощаются крупными холдинговыми компаниями, которые не волнует красота упаковки, одухотворённость содержимого флакона. Они не творцы! Поэтому выпуск эксклюзивной продукции стремительно падает, уступая место массовости, которая позволяет торговцам наживать большие деньги.
Экономисты и аналитики утверждают, что общая стоимость мирового рынка парфюмерной продукции уже перешагнула черту в сорок миллиардов долларов.
В наше время сохранилось небольшое количество парфюмерных брендов, которые создают и выпускают нетривиальные флаконы. К ним можно отнести: Thierry Mugler Angel, Ralph Lauren Love, Sonia Rykiel Rykiel, Rose Eau de Parfum и некоторые другие.
В 1990-е годы прошлого века новые технологии позволили создать «Живые цветы» — «Living-Flower Technology» без природного материала. Духи имитируют аромат одного или нескольких цветов.
С началом XXI веков в моду вошли парфюмерные композиции с ароматом цитрусовых, чёрной смородины, ананаса, манго. Эти запахи хорошо сочетаются с естественным ароматом чистой кожи.
Духи бывают, как с лёгким нежным ароматом, так и с сильным.
Классические парфюмерные композиции состоят из «начальной ноты», то есть аромата, который появляется сразу после нанесения духов и сохраняется в течение примерно десяти минут, после чего испаряется. Потом приходит черёд «ноты сердца», которая представляет собой основной и характеризующий запах. Она проявляет себя минут через тридцать и остается на коже на несколько часов. Наконец приходит очередь «конечной или базовой ноты», которая остаётся спустя двенадцать часов, её нередко называют шлейфом и она остаётся до самого исчезновения аромата вообще. Последовательную сменяемость этих трёх нот называют раскрываемостью аромата.
Духи специалисты советуют хранить в тёмном прохладном месте, но, разумеется, не в холодильнике. Главное, чтобы на флакон не попадали солнечные лучи, и плотно была закрыта крышка.
При правильном хранении структура аромата меняется очень медленно.
О том, что духи испортились, говорит изменение их цвета и появление осадка.
Духи, одеколоны, туалетная вода состоят из ароматического концентрата, спирта и воды. Различаются они только соотношением этих компонентов. В них могут быть добавлены в минимальном количестве, никак не отражающемся на качестве аромата, красители и антиоксиданты.
Духи, в которых самая высокая концентрация эфирных масел сохраняют свой аромат до шести часов и более.
Парфюмерная вода около 4 часов.
Туалетная вода около двух часов.
К ведущим производителям парфюмерии относятся такие страны, как Франция, которая экспортирует свою парфюмерию по всему миру и которой принадлежит более 30% рынка.
Германия производит элитную парфюмерию самого высокого качества и стойкости. Поэтому Германия находится на втором месте среди всех производителей Европы.
Ароматы, созданные немецкими парфюмерами не похожи ни на какие другие. И превосходят созданием оригинальной продукции французов и итальянцев.
Италия и Испания находятся в пятёрке лидеров. Их парфюмерные композиции обладают умеренной сладостью и высокой стойкостью.
США
Американские парфюмеры начали осваивать парфюмерных рынок в 20-х годах прошлого века. Американская парфюмерия отличается яркостью, насыщенностью и стойкостью. В наше время они одни из лидеров по объёмам экспорта парфюмерной продукции.
Япония хоть и не входит в десятку самых крупных экспортеров духов, в Японии производятся одни из самых известных и качественных брендов известных всему миру. Это: Шисеидо, Masaki Matsushima, ISSEY MIYAKE и другие.
«Хорошие духи — это те, которые производят «шок», обонятельный шок, который изменяет наше настроение при первом же их ощущении, далее следует психологический шок, еще более долгий, чем то время, за которое духи медленно раскрывают свою форму. (…) Духи — это поэтическое творение»
(Эдмон Рудницк)
Рудницк один из наиболее известных парфюмеров нашего времени. Его перу принадлежат многочисленные публикации по парфюмерии.